16.01.2025 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона № 819547-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Торги могут проводиться в форме конкурса или аукциона. Предлагается дополнить закон статьей 17.3, в соответствии с частью 6 которой оператор электронной площадки вправе взимать плату (за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи, а также случая продажи акций акционерных обществ на специализированном аукционе в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества») за участие в торгах с лица, с которым по результатам проведения торгов заключается договор (которому по результатам проведения торгов предоставляется право на осуществление определенной деятельности), в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации. (Ранее возможность оператора взимать плату была предусмотрена пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 N 564 «О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров», а также частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ. При этом размер платы составлял один процент начальной (максимальной) цены контракта и не более чем 5000 рублей без учёта НДС, а СМП и СОНКО, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ — не более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и не более чем 2000 рублей.). Часть 8 той же статьи устанавливает сроки размещения информации о конкурсе. Так, извещение о проведении торгов размещается организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее — официальный сайт) не менее чем за пятнадцать календарных дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в торгах в случае их проведения в форме аукциона и не менее чем за двадцать пять календарных дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в торгах в случае их проведения в форме конкурса, если иные сроки не установлены федеральными законами. Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если иное не установлено федеральным законом, денежные средства в качестве задатка за участие в торгах вносятся на расчетный счет оператора электронной площадки. Часть 14 вводимой статьи устанавливает, что в случае уклонения победителя торгов от заключения договора договор заключается с участником торгов, предложившим в ходе проведения торгов лучшие условия (помимо условий, предложенных победителем торгов), если иное не предусмотрено федеральным законом. В части 15 указано, что торги признаются несостоявшимися в следующих случаях: 1) не подано ни одной заявки на участие в торгах либо принято решение об отказе в допуске к участию в торгах всех заявителей; 2) на день окончания срока подачи заявок на участие в торгах подана единственная заявка на участие в торгах; 3) только один заявитель допущен к участию в торгах; 4) в торгах участвовали менее чем два участника торгов; 5) в ходе проведения торгов в форме аукциона ни один из участников не подал предложение о цене предмета аукциона; 6) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. В случае, если торги признаны несостоявшимися в связи с допуском к участию или участием в них только одного лица и при этом единственная заявка на участие в торгах и подавшее ее лицо соответствуют требованиям к участникам торгов и их предложениям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, документацией о торгах, организатор торгов обязан заключить договор с таким лицом (предоставить такому лицу право на осуществление определенной деятельности) на условиях, которые предусмотрены документацией о торгах и заявкой на участие в торгах, поданной таким лицом, если иное не предусмотрено федеральным законом. Пункт 5 статьи 39.13 предлагается изложить в следующем виде «Задаток для участия в электронном аукционе вносится заявителем путем зачисления денежных средств на лицевой счет, открытый заявителю оператором электронной площадки. В этом случае документы, подтверждающие внесение задатка, заявителем не представляются. Информация о внесении заявителем задатка направляется оператором электронной площадки организатору торгов вместе с заявкой на участие в аукционе» В пояснительной записке указывается, что в современных реалиях торги стали стандартной формой участия государства и муниципальных образований в экономических отношениях, обеспечивая равный доступ всех потенциальных участников к объектам публичной собственности и публичным финансам. В связи с этим в Российской Федерации происходит активное развитие правового регулирования торгов в отраслевом законодательстве, в том числе земельном, лесном и водном законодательстве, законодательстве о недрах. В то же время сложилась ситуация, при которой правила проведения отраслевых торгов регламентируются большим количеством нормативных актов. При этом данные правовые акты предусматривают различное регулирование, в том числе в вопросах, не имеющих отраслевой специфики, а также имеют разную степень урегулированности тех или иных торгов. Многие из таких нормативных актов не предусматривают проведение торгов в электронной форме. Указанное многообразие подходов и процедур существенно усложняет
процесс проведения торгов (часто заинтересованным лицам сложно определить подлежащие применению нормы права при организации и участии в той или иной процедуре торгов), что в итоге приводит к низкому уровню конкуренции на торгах. По данной причине одной из основных задач законопроекта является обеспечение равного доступа к государственному и муниципальному имуществу, имущественным и иным правам, для повышения доходов собственников от его реализации является введение единого порядка проведения процедур торгов и участия предпринимателей в таких торгах в единой цифровой среде. Полный текст законопроекта размещен по ссылке на официальный сайт Государственной Думы ФС РФ ниже.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/819547-8
Будем следить за судьбой данного законопроекта. Нужна юридическая помощь или совет? Обращайтесь в Адвокатское бюро «Гросс» города Москвы. Наши адвокаты и юристы являются дипломированными специалистами, а накопленный в бюро практический опыт и знания — уникальными. Это позволяет нам комплексно решать самые сложные и запутанные задачи наших доверителей. Не тратьте время на поиски юристов. Мы рядом. Заполните форму обратной связи на нашем сайте или позвоните по телефону 8 (800) 550-05-53 и Вы получите исчерпывающий ответ на Ваш вопрос